Национальный форум тренеров Португалии. Часть 3.
Паоло Алвеш:
Стесненные финансовые условия развития португальского футбола на первый план выводят процессы идентификации таланта игроков – и организации последующей работы с ним.
Если игрок не получает в клубе нового опыта, нового знания, это критично не только для него. Испытывая состояние скуки, он начинает разлагать коллектив изнутри, не относясь должным образом к учебно-тренировочному процессу.
При этом наиболее верным способом представляется не попытка концентрироваться на стимуляции развития каждого игрока, а комплексный подход к развитию команды, предложение всей команды таких правил существования, в которых постоянный прогресс становится обязательным условием существования коллектива.
Главный тренер при этом становится не только ментором для своих игроков, но и активным учеником. Объект его познания – текущие процессы в мировом футболе. Именно процесс стимулирования развития команды согласно образцам мирового футбола позволяет тренеру не стать статичной фигурой, которая передает ограниченное количество знаний игрокам, а позволяет быть призмой, которая пропускает через себя гигантский мировой опыт и пытается сфокусировать наиболее перспективные его проявления в собственной команде на основании имеющихся в распоряжении игроков.
Хулио Гарганта:
В существующем динамичном мире футбола главная задача тренера – развитие талантов, а не глобальные изменения стиля. Изменение стиля происходит вторично, на основании развития талантов.
Основой результата и развития является скорость мышления и реакции игрока и тренера.
Результат матча является основой развития, основой для стимуляции игроков, основой для привлечения болельщиков, основой для сохранения интереса руководства клуба.
Тренер в своей деятельности обязан применять инновационный подход, то есть любые его действия должны быть направлены не на сохранение предыдущего, а на достижение нового результата – в работе с игроками, командой, тренерским штабом, клубом.
Тренер обязан принять существующую концепцию клуба, и не пытаться изменить ее, не изменяя при этом главное – игроков и команду. Стиль игры является одновременно результатом и основой для изменения концепции клуба.
Тренер обязан выявить креативность в каждом игроке. Определить, что может создавать игрок, находясь на поле и за его пределами. Каков радиус влияния каждого игрока. Использование креативности (в общем смысле) всех игроков, а не 1-2 игроков – главная задача тренера.
Главный объект, с которым работает тренер – это творчество каждого игрока. Определение вектора и пределов этого творчества являются главной задачей.
5. Тренировочные занятия
В целом на тренировках не использовались какие-то новые упражнения (видео в приложении). Однако стоит выделить основные отличительные подходы при проведении занятий
— начало тренировочного занятия, разминка, равно как и все упражнения вообще, проводятся исключительно с мячом. Упражнений без мяча нет совсем.
Основное направление всех тренировочных сессий, показанных всеми тренерами заключено в следующих тезисах
— перестроение игрока от игры с мячом к игре без мяча (моментальное)
— доведение действий игрока до автоматизма во всех элементах игры. Тренировка проводится в очень высоком темпе, тренер постоянно нагнетает темп комментариями и сменой упражнений.
— в ходе упражнений типичные ситуации не только рассматриваются – главной целью становится их выполнение на автоматизме. Так, Паоло Алвеш во время проведения тренировочной сессии обращался не менее 20 раз к игрокам со словами «не думай, делай то что должен».
— таким образом, тренеры формируют набор из основных микро-эпизодов, которые необходимо создавать в игре и пользоваться ими. К таким микроэпизодам отнесены
— создание ситуаций численного преимущества на фланге
— порядок подключения центральных полузащитников при атаке по флангу и порядок их же подключения при обороне на фланге
— вход в штрафную через зону между фланговым и центральным защитником
— перевод мяча с фланга на фланг в обязательном порядке, как средство создания численного преимущества в одной из зон
— автоматический выбор игроком верного игрока для отбора и опеки, адресата паса или момента дриблинга в ситуациях перехода мяча от одной команды к другой
— формирование и понимание игроками «каналов» движения из зоны развития в зону завершения. Основной канал перемещения мяча и игроков – зоны между фланговым и центральным защитником, между фланговым полузащитником и опорным полузащитником.
— отработка командного понимания необходимой ширины атаки путем проведения одинаковых упражнений на разном пространстве. Выбор игроками самостоятельно необходимой ширины игры и последующий моментальный разбор, почему и на каком пространстве было атаковать проще, а на каком сложнее.
Техническая группа сборной Португалии, использование статистических данных в оценке матчей и подготовке к соперникам:
Оценка игры команды основана не на индивидуальных результатах игроков, а на оценке трех линий команды в каждой стадии игры. Основные параметры – расстояние игроков от мяча, от друг друга, время синхронизации движения линий.
Два основных понятия при оценке линии игроков – состояние синхронизации, состояние десинхронизации. Матчи выигрывает та команда, которая меньше, чем соперник времени проводит в состоянии десинхронизации.
Дополнительная система оценки – синхронизация движения групп игроков. Используется оценка синхронизации игроков в треугольниках, линиях 9вертикальных и горизонтальных), диагоналях, других многугольниках.
Дополнительные оценки – время, которое команда проводит в ситуации напряжения (активного действия или противодействия) и время, которое команда проводит в состоянии покоя (отдыха).
Выступление Сколари и Бенту – больше всего вопросов от журналистов и ответов для журналистов. Тем не менее, несколько тезисов можно считать полезными.
При подготовке к сопернику Бенто использует видеоанализ не менее 6 последних матчей. Результатом становятся два видеоролика, предназначенные для игроков. Первый показывается за день до матча, вечером, его длительность – не более 10 минут. В этом ролике демонстрируется общее описание игры команды соперника, их сильные и слабые стороны.
Второй ролик демонстрируется утром в день матча, его продолжительность от 10 до 15 минут. Ролик предлагает игрокам краткий повтор того, чтобы было описано вечером с примерами использования этих слабостей. Иными словами – закрепление материала и конкретные рецепты использования слабых сторон и нейтрализации сильных.
В качестве теоретической подготовки к матчам сборная Португалии опирается не только на собственные исследования. При университете спорта в Лиссабоне постоянно действует группа волонтеров, молодых специалистов, которые выдвигают смелые идеи, и многие из них затем используются в работе не только сборной, но и клубов.
Антонио Фигуерейдо, доцент лиссабонского университета
Функцию тренера в настоящее время можно сравнить с ролью операционного управляющего. Его задача – полностью доминировать в команде, передавать игрокам свою философию отношения к футболу в частности и миру в целом.
Его основная работа – это пробуждение талантов игроков. Удача в современном футболе – это сумма возможностей и процесса подготовки.
Процесс работы тренера состоит из следующих этапов
1. Сформулировать цели «завоевания», т.е. буквально – цели и ориентиры, которые тренер должен завоевать сегодня.
2. Пробуждение талантов игроков, создание такой обстановки, в которой уже пробужденные таланты мотивируют на дальнейшее развитие себя сами, аутостимуляция игроков.
3. Анализ своих возможностей – истории, соперников, обстановки в клубе, в турнире, в коллективе.
4. Выстраивание положительной динамики психологических отношений.
Основной упор необходимо сделать именно на динамику психологических отношений, которая является вершиной работы тренера. Вера игрока в собственное превосходство на соперников, особое состояние души во время тренировочного процесса и игры – состояние «завоевателя», который видит свои цели и готов их захватить, гораздо больше определяет поведение человека, чем его физическое состояние и навыки, точнее говоря – определяет то, как физическая сила и навыки будут применяться человеком.
8. Мануэл Сержиу, профессор философии, автор книги «Философия футбола», учитель Моуринью
Тренер должен быть не абстрактным философом, а практикующим. Иначе говоря – применителем философии.
Работа тренера – работа с игроками. При этом, чтобы узнать футбол, нужно знать больше, чем футбол. Футбол – это не просто физическая деятельность, это деятельность человека.
Поэтому, чтобы команда и игроки развивались, нужно ставить такие задачи, которые игрок и команда достичь не могут, т.е. заведомо завышенные цели.
У игроков всегда должно быть небольшое чувство неудовлетворенности от того, что они могли сделать больше, понимали как это сделать, но не смогли этого добиться сами.
Тренер постоянно должен спрашивать себя об идеальной картине тренировки, матча, каждого игрока, команды. Каким должен быть игрок как человек в каждой следующей игре?
Следует понимать, что философия футбола, философия футбольного тренера – это не просто описание мыслей. Философия – прикладная наука, описывающая отношения человека и мира. Это гуманитарная наука, и она воздействует на людей.
Главная и характерная особенность философии футбола (чтобы не путать ее просто с совокупностью взглядов на футбол) – это описание не статичного положения вещей, а пути развития, динамики человека. Поэтому тренер должен понимать потребности игрока, чего он хочет добиться, что мешает ему это сделать, т.е. внутренний потенциал и мотивацию.
Стесненные финансовые условия развития португальского футбола на первый план выводят процессы идентификации таланта игроков – и организации последующей работы с ним.
Если игрок не получает в клубе нового опыта, нового знания, это критично не только для него. Испытывая состояние скуки, он начинает разлагать коллектив изнутри, не относясь должным образом к учебно-тренировочному процессу.
При этом наиболее верным способом представляется не попытка концентрироваться на стимуляции развития каждого игрока, а комплексный подход к развитию команды, предложение всей команды таких правил существования, в которых постоянный прогресс становится обязательным условием существования коллектива.
Главный тренер при этом становится не только ментором для своих игроков, но и активным учеником. Объект его познания – текущие процессы в мировом футболе. Именно процесс стимулирования развития команды согласно образцам мирового футбола позволяет тренеру не стать статичной фигурой, которая передает ограниченное количество знаний игрокам, а позволяет быть призмой, которая пропускает через себя гигантский мировой опыт и пытается сфокусировать наиболее перспективные его проявления в собственной команде на основании имеющихся в распоряжении игроков.
Хулио Гарганта:
В существующем динамичном мире футбола главная задача тренера – развитие талантов, а не глобальные изменения стиля. Изменение стиля происходит вторично, на основании развития талантов.
Основой результата и развития является скорость мышления и реакции игрока и тренера.
Результат матча является основой развития, основой для стимуляции игроков, основой для привлечения болельщиков, основой для сохранения интереса руководства клуба.
Тренер в своей деятельности обязан применять инновационный подход, то есть любые его действия должны быть направлены не на сохранение предыдущего, а на достижение нового результата – в работе с игроками, командой, тренерским штабом, клубом.
Тренер обязан принять существующую концепцию клуба, и не пытаться изменить ее, не изменяя при этом главное – игроков и команду. Стиль игры является одновременно результатом и основой для изменения концепции клуба.
Тренер обязан выявить креативность в каждом игроке. Определить, что может создавать игрок, находясь на поле и за его пределами. Каков радиус влияния каждого игрока. Использование креативности (в общем смысле) всех игроков, а не 1-2 игроков – главная задача тренера.
Главный объект, с которым работает тренер – это творчество каждого игрока. Определение вектора и пределов этого творчества являются главной задачей.
5. Тренировочные занятия
В целом на тренировках не использовались какие-то новые упражнения (видео в приложении). Однако стоит выделить основные отличительные подходы при проведении занятий
— начало тренировочного занятия, разминка, равно как и все упражнения вообще, проводятся исключительно с мячом. Упражнений без мяча нет совсем.
Основное направление всех тренировочных сессий, показанных всеми тренерами заключено в следующих тезисах
— перестроение игрока от игры с мячом к игре без мяча (моментальное)
— доведение действий игрока до автоматизма во всех элементах игры. Тренировка проводится в очень высоком темпе, тренер постоянно нагнетает темп комментариями и сменой упражнений.
— в ходе упражнений типичные ситуации не только рассматриваются – главной целью становится их выполнение на автоматизме. Так, Паоло Алвеш во время проведения тренировочной сессии обращался не менее 20 раз к игрокам со словами «не думай, делай то что должен».
— таким образом, тренеры формируют набор из основных микро-эпизодов, которые необходимо создавать в игре и пользоваться ими. К таким микроэпизодам отнесены
— создание ситуаций численного преимущества на фланге
— порядок подключения центральных полузащитников при атаке по флангу и порядок их же подключения при обороне на фланге
— вход в штрафную через зону между фланговым и центральным защитником
— перевод мяча с фланга на фланг в обязательном порядке, как средство создания численного преимущества в одной из зон
— автоматический выбор игроком верного игрока для отбора и опеки, адресата паса или момента дриблинга в ситуациях перехода мяча от одной команды к другой
— формирование и понимание игроками «каналов» движения из зоны развития в зону завершения. Основной канал перемещения мяча и игроков – зоны между фланговым и центральным защитником, между фланговым полузащитником и опорным полузащитником.
— отработка командного понимания необходимой ширины атаки путем проведения одинаковых упражнений на разном пространстве. Выбор игроками самостоятельно необходимой ширины игры и последующий моментальный разбор, почему и на каком пространстве было атаковать проще, а на каком сложнее.
Техническая группа сборной Португалии, использование статистических данных в оценке матчей и подготовке к соперникам:
Оценка игры команды основана не на индивидуальных результатах игроков, а на оценке трех линий команды в каждой стадии игры. Основные параметры – расстояние игроков от мяча, от друг друга, время синхронизации движения линий.
Два основных понятия при оценке линии игроков – состояние синхронизации, состояние десинхронизации. Матчи выигрывает та команда, которая меньше, чем соперник времени проводит в состоянии десинхронизации.
Дополнительная система оценки – синхронизация движения групп игроков. Используется оценка синхронизации игроков в треугольниках, линиях 9вертикальных и горизонтальных), диагоналях, других многугольниках.
Дополнительные оценки – время, которое команда проводит в ситуации напряжения (активного действия или противодействия) и время, которое команда проводит в состоянии покоя (отдыха).
Выступление Сколари и Бенту – больше всего вопросов от журналистов и ответов для журналистов. Тем не менее, несколько тезисов можно считать полезными.
При подготовке к сопернику Бенто использует видеоанализ не менее 6 последних матчей. Результатом становятся два видеоролика, предназначенные для игроков. Первый показывается за день до матча, вечером, его длительность – не более 10 минут. В этом ролике демонстрируется общее описание игры команды соперника, их сильные и слабые стороны.
Второй ролик демонстрируется утром в день матча, его продолжительность от 10 до 15 минут. Ролик предлагает игрокам краткий повтор того, чтобы было описано вечером с примерами использования этих слабостей. Иными словами – закрепление материала и конкретные рецепты использования слабых сторон и нейтрализации сильных.
В качестве теоретической подготовки к матчам сборная Португалии опирается не только на собственные исследования. При университете спорта в Лиссабоне постоянно действует группа волонтеров, молодых специалистов, которые выдвигают смелые идеи, и многие из них затем используются в работе не только сборной, но и клубов.
Антонио Фигуерейдо, доцент лиссабонского университета
Функцию тренера в настоящее время можно сравнить с ролью операционного управляющего. Его задача – полностью доминировать в команде, передавать игрокам свою философию отношения к футболу в частности и миру в целом.
Его основная работа – это пробуждение талантов игроков. Удача в современном футболе – это сумма возможностей и процесса подготовки.
Процесс работы тренера состоит из следующих этапов
1. Сформулировать цели «завоевания», т.е. буквально – цели и ориентиры, которые тренер должен завоевать сегодня.
2. Пробуждение талантов игроков, создание такой обстановки, в которой уже пробужденные таланты мотивируют на дальнейшее развитие себя сами, аутостимуляция игроков.
3. Анализ своих возможностей – истории, соперников, обстановки в клубе, в турнире, в коллективе.
4. Выстраивание положительной динамики психологических отношений.
Основной упор необходимо сделать именно на динамику психологических отношений, которая является вершиной работы тренера. Вера игрока в собственное превосходство на соперников, особое состояние души во время тренировочного процесса и игры – состояние «завоевателя», который видит свои цели и готов их захватить, гораздо больше определяет поведение человека, чем его физическое состояние и навыки, точнее говоря – определяет то, как физическая сила и навыки будут применяться человеком.
8. Мануэл Сержиу, профессор философии, автор книги «Философия футбола», учитель Моуринью
Тренер должен быть не абстрактным философом, а практикующим. Иначе говоря – применителем философии.
Работа тренера – работа с игроками. При этом, чтобы узнать футбол, нужно знать больше, чем футбол. Футбол – это не просто физическая деятельность, это деятельность человека.
Поэтому, чтобы команда и игроки развивались, нужно ставить такие задачи, которые игрок и команда достичь не могут, т.е. заведомо завышенные цели.
У игроков всегда должно быть небольшое чувство неудовлетворенности от того, что они могли сделать больше, понимали как это сделать, но не смогли этого добиться сами.
Тренер постоянно должен спрашивать себя об идеальной картине тренировки, матча, каждого игрока, команды. Каким должен быть игрок как человек в каждой следующей игре?
Следует понимать, что философия футбола, философия футбольного тренера – это не просто описание мыслей. Философия – прикладная наука, описывающая отношения человека и мира. Это гуманитарная наука, и она воздействует на людей.
Главная и характерная особенность философии футбола (чтобы не путать ее просто с совокупностью взглядов на футбол) – это описание не статичного положения вещей, а пути развития, динамики человека. Поэтому тренер должен понимать потребности игрока, чего он хочет добиться, что мешает ему это сделать, т.е. внутренний потенциал и мотивацию.
- aristotel,
- 20 августа 2013, 18:55
- рейтинг: +6
Комментарии (0)