Национальный форум тренеров Португалии. Часть 2.
Выступление Каруш Карвалала, бывший тренер «Бешикташа», «Спортинга»:
Основной мотив выступления – связь профессионального и уличного футбола, и роль тренера в этом.
Чем отличается профессиональный футбол от уличного футбола? В первую очередь – степенью свободы игрока, его уровнем свободы в созидании, большей склонностью к риску в уличном футболе.
Уличный футбол – критичный фактор в формировании навыков устойчивости, равновесия с мячом и без мяча. Уличный футбол в естественной среде учит использованию пространства в сжатое время. Обмануть, сделать финт – смысл футбола. В профессиональном футболе существует угроза подменить этот смысл выполнением своей работы (и не более того). Совмещение в карьере игрока уличного футбола с профессиональным должно сохраняться на протяжении всего периода – это баланс профессионального строго подхода к выполнению своих обязанностей и сохранения духа самой игры, стремления сотворить маленькое волшебство на поле.
Даже главный тренер команды должен поддерживать постоянную связь с уличным футболом, или его профессиональным проявлением – футзалом, где уровень риска и стремления к финтам, риску, красивой игре гораздо выше, чем в большом футболе. Это могут быть разные формы – применение футзала в тренировочном процессе с привлечением игроков молодежной команды, встречи с болельщиками, выставочные матчи основной команды, посещение городских и региональных турниров любителей.
Особенно важен, и должен стать обязательным элементом деятельности, уличный футбол для тренеров молодежных команд. В возрасте до 15-17 лет еще существует возможность адаптации игроков в уличный футбол на уровне профессионального футбола. Яркий пример – в текущем сезоне два игрока были призваны в юношескую сборную Португалии из турниров региональных любительских команд, и в последствие начали процесс адаптации в клубах первой лиги.
В связи с целесообразностью таких процессов. Необходимо четкое понимание, к чему именно адаптируется игрок. Если процессы обучения основным технико-тактическим приемам известны давно, и каждый тренер без труда подберет их для игрока любого уровня, то гораздо важнее встраивание игрока в систему клуба – она отсутствует как понятие в уличном футболе.
Система клуба формируется из трех основных элементов
— история клуба
— ценности клуба
— ценности болельщиков клуба
Остальные параметры являются временными, и не заслуживают глобального внимания. Любой тренер и игрок, определяя себя в системе клуба (даже игрок – профессионал), обязан оценивать свою деятельность исходя из этих трех элементов.
Так, например, модель игры клуба не формируется и не меняется сама по себе. Она является продуктом этих трех составляющих, которые определяют выбор тренера, а тренер (на основании оценки этого трио показателей) формирует свое видение модели игры команды.
Изменение модели игры может влиять на историю клуба, ценности клуба и болельщиков, и только таким образом развиваться.
Следует понимать, что отношение тренера может строиться двумя путями.
— я хочу, чтобы вы сыграли следующий матч определенным образом – формирование индивидуальной системы, основанной на личности тренера и игроков
— я хочу, чтобы система клуба выглядела определенным образом – формирование коллективной системы игры, развития, отношений между личностями
При этом обязательно стоит учитывать, что любой игрок, даже игрок, с которым у вас возникает больше всего проблем в общении, и который, к примеру, хочет уйти из клуба, имеет собственный взгляд на модель развития клуба, модель поведения тренера, модель построения командной игры. Важно знать то, что находится у него в голове, выяснить идеальные для него модели. Это не значит, что мы должны создавать каждому игроку ту модель, которую он считает правильной. Но мы должны знать эти модели, чтобы учитывать их в работе с каждым игроком – это даст нам понимание того, почему он работает так или иначе на тренировке, на поле, почему он строит определенным образом отношения в коллективе.
Еще один важный фактор коммуникации – даже если сформировать и выразить свои идеи максимально точно, без допустимых вариантов их искажения в ту или иную сторону, каждый игрок поймет их по своему. Важно понимать, что одно и то же слово два разных игрока поймут исходя из их внутреннего отношения к ситуации в клубе, команде, коллективе. Нам нужна обратная связь, понимание того, как игрок понял наши слова.
Исходя из модели формирования структуры игры на основе ценностей клуба и обратного влияния модели игры на ценности клуба, тренер должен в первую очередь работать с сильными качествами каждого футболиста. В этом случае выстраивается следующая схема:
Качества игроков → оценка и развитие этих качеств в тренировочном процессе → формирование качеств игры команды → оценка и развитие качеств командной игры → результат и видение командной игры клубом и болельщиками → модификация ценностей клуба и болельщиков
Каждое звено, обозначенное стрелкой – зона ответственности тренера.
Отношение к тренировочному процессу именно с этой точки зрения – взаимосвязи качеств игроков и ценностей клуба и болельщиков – универсальна. Например, она дает ответ на вопрос, с какого момента главный тренер обязан вмешиваться в процесс воспитания молодых футболистов. Довольно простой ответ – с того момента, как у игрока проявляются качества, которые могут быть в дальнейшем использованы в формировании качеств игры первой команды.
Главный тренер, особенно в португальских условиях – условиях отсутствия возможности качественного усиления за счет финансовых влияний не обязан придумывать что-то новое в футболе. Это процесс происходит сам собой, когда тренеру приходится использовать воображение для оценки предполагаемого результата в виде качеств командной игры на основе индивидуальных качеств игроков. Таким образом, главная задача тренера – формирование такого тренировочного процесса, который доводил бы до абсолютизма положительные качества каждого игрока, и такой схемы командной игры, которая бы максимально использовала современные тренды развития футбола с учетом качеств игроков.
Такой подход позволяет решать и мотивационные вопросы. Каждый игрок стремится делать то, что ему нравится, и что у него получается лучше всего. При такой модели мы и предлагаем ему этим заниматься. Задача тренера – это подсказать игроку, даже в неявной форме (чтобы он сам осознал) его лучшие качества.
При этом, если мы неправильно выбираем качества, на которые сделать ставку в случае с конкретным игроком, мы получаем сильнейший деморализующий фактор.
Этот подход формирует наше отношение к изучению соперника. К примеру, если у одного из наших игроков есть набор качеств такие как – ускорение на короткую дистанцию, игра на опережение в штрафной, стремление расставаться с мячом как можно чаще, а в предстоящей игре ему будет противостоять защитник, сильными сторонами которого являются нейтрализация игры на опережение и ускорений за спину, то у нас есть лишь один правильный вариант построения модели действий игрока в конкретной игре. Если он будет выполнять те действия, которые у него получаются обычно хорошо, но соперник их удачно нейтрализует – это опять же деморализующий фактор.
Наша задача – определить сильные и слабые стороны каждого игрока, связки, линии, зоны соперника, и сопоставить им сильные стороны наших игроков (равно как и наоборот).
Перед матчем мы обязаны составить его сценарий, в котором будет понятен не просто сюжет матча, но и действия главных героев – практически как в драматических произведениях. В этом плане футбольный матч ближе к театральной постановке, чем, например, к плану развития бизнес-компании.
Тренировочный процесс является продолжением предыдущего матча. Мы должны сравнить модели игроков в предыдущем и следующем матче, и тренировочный процесс должен стать адаптацией от одной модели к другой.
Следует избегать категоричности в определении тренировочного плана, и быть готовым к его изменению во время занятия, равно как быть готовым к изменению хода игры. Вы не можете знать итог каждого тренировочного блока – игрок интерпретирует все упражнения, и может понадобиться не одна и не две попытки добиться понимания, добиться прогресса в адаптации к следующему матчу. Поэтому главный тренер должен руководить тренировкой также, как и игрой, быть постоянно готовым к тому, что если какая-то из целей не достигнута на 100%, необходимо менять ход тренировки.
При этом тренировки должны проходить в том же темпе, как и игра, иметь ту же продолжительность, что и матч, и требовать от игроков той же концентрации. Невозможно 6 дней подряд тренироваться игре в шахматы, а потом в 7-й день выйти и обыграть всех в настольный теннис.
При оценке тренировочного процесса мы должны руководствоваться теми же принципами, что и при оценке игры. Основным подходом, по моему мнению, является выделение двух групп игроков – игроки, влияющие на динамику матча позитивно и негативно.
Оценка количества игроков, позитивно влияющих на игру команды приводит нас к довольно простой оценке матча – играете ли вы его в равных условиях с соперником? Если в вашей команде только 3 игрока влияют на динамику матча позитивно, а у соперника – 7, то вы проводите матч в неравных составах, в составах 3 на 7. Очень многие тренеры привыкли проводить матчи с тремя, четырьмя игроками, а иногда и меньше. Наша с вами задача- добиваться того, чтобы вы всегда играли матч в полном составе, все 11 игроков позитивно влияли на игру.
Отсутствие позитивного влияния на игру – это вопрос реализации или нереализации положительных качеств игрока. Именно с этой точки зрения мы оцениваем матч, и именно поэтому тренировка становится его продолжением. Почему не реализованы сильные качества игрока? Что нужно сделать для их реализации в следующем матче?
В связи с этим точно также мы оцениваем и тренировки. Это не должно быть занятие, прогресс на котором показывают 3 или 4 игрока. Необходимо повышать интенсивность. При необходимости дробите команду на группы по 6, 8 игроков, с каждой группой должен заниматься отдельный тренер. Игроки должны в таком случае заниматься в экстремальных ситуациях – прогресс в состоянии удовлетворенности и удобства невозможен. Применяйте как можно ситуаций численного большинства-меньшинства, игры без мяча как основы для создания экстремальных ситуаций. Это тренирует скорость принятия решений, и именно увеличение этой скорости является залогом прогресса игроков.
В своей работе я определил, что каждый игрок переживает цикл из 7 матчей, в котором он способен поддерживать постоянное развитие в экстремальных ситуациях. Сразу же после 7 матча игроку необходим «сброс» нагрузки – компенсация полученных усилий. Но при этом начало 7 матчевого цикла должно быть таким, чтобы нагрузка в первом матче (и, соответственно, уровень реализации сильных качеств) должен быть выше, чем в первом матче предыдущего 7-матчевого цикла. Таким образом мы добиваемся постоянного прогресса, увеличения базового уровня футболиста.
Еще раз подчеркну, что развитие игроков и команды возможно только в экстремальных ситуациях и при экстремальной ментальной и физической нагрузке.
По опыту применения 7 матчевого цикла развития, я могу сказать, что критичным для оценки является третий матч цикла. Если игрок в третьем матче проявляет стремление к развитию, сам загорается идеей совершенствования, значит тренировочный процесс по отношению к этому игроку выстроен верно. Если же прогресса нет в нескольких циклах, и при различных методах подготовки, значит игрок не способен прогрессировать. Оценки, подчеркну еще раз, наиболее важны на третий матч 7-матчевого цикла.
Фактически тот же 7-членный цикл применяется и при планировании тренировочного процесса в рамках недели. Самый важный день – третий день после игры (он же может быть игровым днем при игре через два на третий). Планирование тренировочного процесса такого, что основная экстремальная нагрузка и состояние готовности проецируются на третий и седьмой день.
В том случае, если на третий и седьмой день игрок не показывает экстремальной готовности, должен составляться отдельный план, после определения частных моментов неиспользования им своего потенциала.
В таких условиях тренер становится прежде всего лидером, который мотивирует команду к достижению экстремальных максимумов.
Основной мотив выступления – связь профессионального и уличного футбола, и роль тренера в этом.
Чем отличается профессиональный футбол от уличного футбола? В первую очередь – степенью свободы игрока, его уровнем свободы в созидании, большей склонностью к риску в уличном футболе.
Уличный футбол – критичный фактор в формировании навыков устойчивости, равновесия с мячом и без мяча. Уличный футбол в естественной среде учит использованию пространства в сжатое время. Обмануть, сделать финт – смысл футбола. В профессиональном футболе существует угроза подменить этот смысл выполнением своей работы (и не более того). Совмещение в карьере игрока уличного футбола с профессиональным должно сохраняться на протяжении всего периода – это баланс профессионального строго подхода к выполнению своих обязанностей и сохранения духа самой игры, стремления сотворить маленькое волшебство на поле.
Даже главный тренер команды должен поддерживать постоянную связь с уличным футболом, или его профессиональным проявлением – футзалом, где уровень риска и стремления к финтам, риску, красивой игре гораздо выше, чем в большом футболе. Это могут быть разные формы – применение футзала в тренировочном процессе с привлечением игроков молодежной команды, встречи с болельщиками, выставочные матчи основной команды, посещение городских и региональных турниров любителей.
Особенно важен, и должен стать обязательным элементом деятельности, уличный футбол для тренеров молодежных команд. В возрасте до 15-17 лет еще существует возможность адаптации игроков в уличный футбол на уровне профессионального футбола. Яркий пример – в текущем сезоне два игрока были призваны в юношескую сборную Португалии из турниров региональных любительских команд, и в последствие начали процесс адаптации в клубах первой лиги.
В связи с целесообразностью таких процессов. Необходимо четкое понимание, к чему именно адаптируется игрок. Если процессы обучения основным технико-тактическим приемам известны давно, и каждый тренер без труда подберет их для игрока любого уровня, то гораздо важнее встраивание игрока в систему клуба – она отсутствует как понятие в уличном футболе.
Система клуба формируется из трех основных элементов
— история клуба
— ценности клуба
— ценности болельщиков клуба
Остальные параметры являются временными, и не заслуживают глобального внимания. Любой тренер и игрок, определяя себя в системе клуба (даже игрок – профессионал), обязан оценивать свою деятельность исходя из этих трех элементов.
Так, например, модель игры клуба не формируется и не меняется сама по себе. Она является продуктом этих трех составляющих, которые определяют выбор тренера, а тренер (на основании оценки этого трио показателей) формирует свое видение модели игры команды.
Изменение модели игры может влиять на историю клуба, ценности клуба и болельщиков, и только таким образом развиваться.
Следует понимать, что отношение тренера может строиться двумя путями.
— я хочу, чтобы вы сыграли следующий матч определенным образом – формирование индивидуальной системы, основанной на личности тренера и игроков
— я хочу, чтобы система клуба выглядела определенным образом – формирование коллективной системы игры, развития, отношений между личностями
При этом обязательно стоит учитывать, что любой игрок, даже игрок, с которым у вас возникает больше всего проблем в общении, и который, к примеру, хочет уйти из клуба, имеет собственный взгляд на модель развития клуба, модель поведения тренера, модель построения командной игры. Важно знать то, что находится у него в голове, выяснить идеальные для него модели. Это не значит, что мы должны создавать каждому игроку ту модель, которую он считает правильной. Но мы должны знать эти модели, чтобы учитывать их в работе с каждым игроком – это даст нам понимание того, почему он работает так или иначе на тренировке, на поле, почему он строит определенным образом отношения в коллективе.
Еще один важный фактор коммуникации – даже если сформировать и выразить свои идеи максимально точно, без допустимых вариантов их искажения в ту или иную сторону, каждый игрок поймет их по своему. Важно понимать, что одно и то же слово два разных игрока поймут исходя из их внутреннего отношения к ситуации в клубе, команде, коллективе. Нам нужна обратная связь, понимание того, как игрок понял наши слова.
Исходя из модели формирования структуры игры на основе ценностей клуба и обратного влияния модели игры на ценности клуба, тренер должен в первую очередь работать с сильными качествами каждого футболиста. В этом случае выстраивается следующая схема:
Качества игроков → оценка и развитие этих качеств в тренировочном процессе → формирование качеств игры команды → оценка и развитие качеств командной игры → результат и видение командной игры клубом и болельщиками → модификация ценностей клуба и болельщиков
Каждое звено, обозначенное стрелкой – зона ответственности тренера.
Отношение к тренировочному процессу именно с этой точки зрения – взаимосвязи качеств игроков и ценностей клуба и болельщиков – универсальна. Например, она дает ответ на вопрос, с какого момента главный тренер обязан вмешиваться в процесс воспитания молодых футболистов. Довольно простой ответ – с того момента, как у игрока проявляются качества, которые могут быть в дальнейшем использованы в формировании качеств игры первой команды.
Главный тренер, особенно в португальских условиях – условиях отсутствия возможности качественного усиления за счет финансовых влияний не обязан придумывать что-то новое в футболе. Это процесс происходит сам собой, когда тренеру приходится использовать воображение для оценки предполагаемого результата в виде качеств командной игры на основе индивидуальных качеств игроков. Таким образом, главная задача тренера – формирование такого тренировочного процесса, который доводил бы до абсолютизма положительные качества каждого игрока, и такой схемы командной игры, которая бы максимально использовала современные тренды развития футбола с учетом качеств игроков.
Такой подход позволяет решать и мотивационные вопросы. Каждый игрок стремится делать то, что ему нравится, и что у него получается лучше всего. При такой модели мы и предлагаем ему этим заниматься. Задача тренера – это подсказать игроку, даже в неявной форме (чтобы он сам осознал) его лучшие качества.
При этом, если мы неправильно выбираем качества, на которые сделать ставку в случае с конкретным игроком, мы получаем сильнейший деморализующий фактор.
Этот подход формирует наше отношение к изучению соперника. К примеру, если у одного из наших игроков есть набор качеств такие как – ускорение на короткую дистанцию, игра на опережение в штрафной, стремление расставаться с мячом как можно чаще, а в предстоящей игре ему будет противостоять защитник, сильными сторонами которого являются нейтрализация игры на опережение и ускорений за спину, то у нас есть лишь один правильный вариант построения модели действий игрока в конкретной игре. Если он будет выполнять те действия, которые у него получаются обычно хорошо, но соперник их удачно нейтрализует – это опять же деморализующий фактор.
Наша задача – определить сильные и слабые стороны каждого игрока, связки, линии, зоны соперника, и сопоставить им сильные стороны наших игроков (равно как и наоборот).
Перед матчем мы обязаны составить его сценарий, в котором будет понятен не просто сюжет матча, но и действия главных героев – практически как в драматических произведениях. В этом плане футбольный матч ближе к театральной постановке, чем, например, к плану развития бизнес-компании.
Тренировочный процесс является продолжением предыдущего матча. Мы должны сравнить модели игроков в предыдущем и следующем матче, и тренировочный процесс должен стать адаптацией от одной модели к другой.
Следует избегать категоричности в определении тренировочного плана, и быть готовым к его изменению во время занятия, равно как быть готовым к изменению хода игры. Вы не можете знать итог каждого тренировочного блока – игрок интерпретирует все упражнения, и может понадобиться не одна и не две попытки добиться понимания, добиться прогресса в адаптации к следующему матчу. Поэтому главный тренер должен руководить тренировкой также, как и игрой, быть постоянно готовым к тому, что если какая-то из целей не достигнута на 100%, необходимо менять ход тренировки.
При этом тренировки должны проходить в том же темпе, как и игра, иметь ту же продолжительность, что и матч, и требовать от игроков той же концентрации. Невозможно 6 дней подряд тренироваться игре в шахматы, а потом в 7-й день выйти и обыграть всех в настольный теннис.
При оценке тренировочного процесса мы должны руководствоваться теми же принципами, что и при оценке игры. Основным подходом, по моему мнению, является выделение двух групп игроков – игроки, влияющие на динамику матча позитивно и негативно.
Оценка количества игроков, позитивно влияющих на игру команды приводит нас к довольно простой оценке матча – играете ли вы его в равных условиях с соперником? Если в вашей команде только 3 игрока влияют на динамику матча позитивно, а у соперника – 7, то вы проводите матч в неравных составах, в составах 3 на 7. Очень многие тренеры привыкли проводить матчи с тремя, четырьмя игроками, а иногда и меньше. Наша с вами задача- добиваться того, чтобы вы всегда играли матч в полном составе, все 11 игроков позитивно влияли на игру.
Отсутствие позитивного влияния на игру – это вопрос реализации или нереализации положительных качеств игрока. Именно с этой точки зрения мы оцениваем матч, и именно поэтому тренировка становится его продолжением. Почему не реализованы сильные качества игрока? Что нужно сделать для их реализации в следующем матче?
В связи с этим точно также мы оцениваем и тренировки. Это не должно быть занятие, прогресс на котором показывают 3 или 4 игрока. Необходимо повышать интенсивность. При необходимости дробите команду на группы по 6, 8 игроков, с каждой группой должен заниматься отдельный тренер. Игроки должны в таком случае заниматься в экстремальных ситуациях – прогресс в состоянии удовлетворенности и удобства невозможен. Применяйте как можно ситуаций численного большинства-меньшинства, игры без мяча как основы для создания экстремальных ситуаций. Это тренирует скорость принятия решений, и именно увеличение этой скорости является залогом прогресса игроков.
В своей работе я определил, что каждый игрок переживает цикл из 7 матчей, в котором он способен поддерживать постоянное развитие в экстремальных ситуациях. Сразу же после 7 матча игроку необходим «сброс» нагрузки – компенсация полученных усилий. Но при этом начало 7 матчевого цикла должно быть таким, чтобы нагрузка в первом матче (и, соответственно, уровень реализации сильных качеств) должен быть выше, чем в первом матче предыдущего 7-матчевого цикла. Таким образом мы добиваемся постоянного прогресса, увеличения базового уровня футболиста.
Еще раз подчеркну, что развитие игроков и команды возможно только в экстремальных ситуациях и при экстремальной ментальной и физической нагрузке.
По опыту применения 7 матчевого цикла развития, я могу сказать, что критичным для оценки является третий матч цикла. Если игрок в третьем матче проявляет стремление к развитию, сам загорается идеей совершенствования, значит тренировочный процесс по отношению к этому игроку выстроен верно. Если же прогресса нет в нескольких циклах, и при различных методах подготовки, значит игрок не способен прогрессировать. Оценки, подчеркну еще раз, наиболее важны на третий матч 7-матчевого цикла.
Фактически тот же 7-членный цикл применяется и при планировании тренировочного процесса в рамках недели. Самый важный день – третий день после игры (он же может быть игровым днем при игре через два на третий). Планирование тренировочного процесса такого, что основная экстремальная нагрузка и состояние готовности проецируются на третий и седьмой день.
В том случае, если на третий и седьмой день игрок не показывает экстремальной готовности, должен составляться отдельный план, после определения частных моментов неиспользования им своего потенциала.
В таких условиях тренер становится прежде всего лидером, который мотивирует команду к достижению экстремальных максимумов.
- aristotel,
- 20 августа 2013, 18:52
- рейтинг: +8
- ziyafe
- 20 августа 2013, 20:53
Прочитал обе части. В общем как будто азбучные истины. В первой части отметил для себя опыт мэрии Гимараэша. Это конечно круто субсидировать молодых тренеров на создание своих команд. во второй части отметил для себя акцент на связь и влияние уличного футбола с(на) большим. а также оценка состояния игрока по результатам трёх- и семиматчевых циклов. Опять же скажу вроде как всё это смахивает на азбучные истины но ведь португальская тренерская школа как и система организации всего футбольного хозяйства является бесперебойным поставщиком топ игроков для топ клубов мира.
Автору респект и несомненно +!
Автору респект и несомненно +!
Меня больше поразило количество тренеров, 18 000 для страны с населением 10,5 млн человек это очень много.
А сколько интересно у нас? Хотя я думаю что будь у на хоть 118000 тренеров при таком хозяйстве это ничего не дало бы.
Около 500, я выше писал. Именно с категорией. Ведь 18 000 у португальцев именно категории Про+А, В, С
Вот и я о том же. То есть лицензирование больше нужно для того, чтобы всех посчитать. А так, ну прошёл курсы, ну сдал экзамен — никакая категория ещё не значит, что ты хороший тренер.
- bedLaM
- 20 августа 2013, 21:01
Интересно то как, жаль что у нас такого не будет, у нас что бы стать хоть каким то тренером нужно для начала пиздец как потратится, и то не факт, что чему то научат, а в Португалии было бы желание! Супер! Молодцы!
- d3agger
- 20 августа 2013, 22:58
Уличный футбол – критичный фактор в формировании навыков устойчивости, равновесия с мячом и без мяча. Уличный футбол в естественной среде учит использованию пространства в сжатое время. Обмануть, сделать финт – смысл футбола. В профессиональном футболе существует угроза подменить этот смысл выполнением своей работы (и не более того). Совмещение в карьере игрока уличного футбола с профессиональным должно сохраняться на протяжении всего периода – это баланс профессионального строго подхода к выполнению своих обязанностей и сохранения духа самой игры, стремления сотворить маленькое волшебство на поле.Португальцы такие португальцы) Уличный футбол — это в первую очередь рас####яйство. И футзал, а точнее мини-футбол, на самом далёк от уличного. Там уже одна сплошная тактика. И движение, движение, движение — чего нет в уличном футболе, где можно постоять, в носу поковыряться.
- vodolaz
- 21 августа 2013, 11:15
Система клуба формируется из трех основных элементов
— история клуба
— ценности клуба
— ценности болельщиков клуба
а так футбол не для фанатов, нет…
— история клуба
— ценности клуба
— ценности болельщиков клуба
а так футбол не для фанатов, нет…
Комментарии (18) свернуть | развернуть