Португальские идеи в России
Решил не ограничиться парой комментариев к выжимке выступлений участников Национального форума тренеров Португалии, сделанной Серёгой, и изложить своё мнение к каждому выступлению в виде топиков.
Президент федерации тренеров Португалии.
Президент говорит о программе, замечу, очень краткосрочной, рассчитанной всего на 2 года. Приводится цифра в 18000 зарегистрированных тренеров. Для маленькой Португалии это очень много. Возникает, правда, вопрос о механизме получения лицензии. Думаю, в разных странах он имеет отличия, ибо некоторые тренеры предпочитают получать лицензии за границей, а не на Родине. В принципе, тренерская школа Португалии и сейчас сильна. Об этом говорят имена тренеров взрослых команд, тренировавших не только в Португалии, но и за рубежом.
Относительно ситуации с тренерами в целом. Не думаю, что у нас такая уж слабая тренерская школа в плане методики. Проблема в организации. Нужен человек, который будет этим реально заниматься, а не просто пилить бабки (на работу без распила я даже не рассчитываю): составит программу развития, получит соответствующие полномочия, соберёт команду, будет осуществлять постоянный контроль, анализ деятельности и предоставит в конце своей работы полный отчёт. В России создание и реализация такой программы осложняется малой концентрацией населения и слаборазвитой транспортной инфраструктурой, но не является невозможной. Отлечу идею субсидирования команд начинающих тренеров. Это альтернативный путь для молодого тренера вырасти в главного тренера хорошего клуба. Он не работает долгое время помощником, а сразу получает команду в свое распоряжение.
Каруш Карвалал, бывший тренер Бешикташа и Спортинга.
Очень интересное выступление. Тренер выдвинул несколько неоднозначных и спорных тезисов, которые имеет смысл обсудить по отдельности:
1. Тесная связь любительского (и даже дворового) футбола и профессионального вплоть до юношеского возраста. Карвалал настаивает, что даже игроки, игравшие в детстве и отрочестве только на любительском уровне, способны добиться результата в профессиональном футболе.
Сильно сомневаюсь, что опыт любительского и тем более дворового футбола может сильно помочь профессиональному футболисту даже в качестве приятного дополнения по 2-м причинам:
Профессиональная подготовка. В школах с самого раннего этапа готовят человека к требованиям именно профессионального футбола. Ситуации, с которыми игрок столкнётся в игре за клуб, моделируются на тренировках, нагрузка строго дозируется под требования профессионального футбола. Что моделируется во дворе? Финты да полотерские трюки, многие из которых просто не применимы на профессиональном уровне. Кроме того, объём нагрузок определяет сам игрок, что может привести к серьёзным травмам и заболеваниям.
Психологическая подготовка. В профессиональной школе формируется так называемая «психология победителя». Игрока готовят выигрывать: титулы, матчи, каждый эпизод, чтобы получить место в составе. В дворовый футбол играют в основном для удовольствия.
Вывод: если уж ребёнок решил стать профессиональным футболистом, то его место в школе, а из дворового футбола в профи пробиваются лишь единицы.
2. Акцент на развитие игрока. Каруш полагает, что главная задача главного тренера в раскрытии таланта игрока, формировании его профессиональной мотивации.
Не секрет, что португальские клубы живут за счет экспорта талантов, поэтому данная модель для них оптимальна. Возможно ли такое в России? Да, причем, крайне необходимо. Наш футбол убыточен. И если наши клубы хотят зарабатывать, то нужно не создавать всяческие мифические лиги, а воспитывать своих игроков. В отноительном отношении у нас, может, футбол детям и не так интересен, но в абсолютном наберется наверняка побольше португальцев.
3. Оценка количества игроков позитивно/негативно влияющих на игру команды. Немного непонятны критерии этой оценки. К тому же, речь в докладе идет только о количестве, а не о качестве, что весьма ограничено. Известно, когда один или пара игроков решали исход матча.
Доклады остальных тренеров во второй части.
Президент федерации тренеров Португалии.
Президент говорит о программе, замечу, очень краткосрочной, рассчитанной всего на 2 года. Приводится цифра в 18000 зарегистрированных тренеров. Для маленькой Португалии это очень много. Возникает, правда, вопрос о механизме получения лицензии. Думаю, в разных странах он имеет отличия, ибо некоторые тренеры предпочитают получать лицензии за границей, а не на Родине. В принципе, тренерская школа Португалии и сейчас сильна. Об этом говорят имена тренеров взрослых команд, тренировавших не только в Португалии, но и за рубежом.
Относительно ситуации с тренерами в целом. Не думаю, что у нас такая уж слабая тренерская школа в плане методики. Проблема в организации. Нужен человек, который будет этим реально заниматься, а не просто пилить бабки (на работу без распила я даже не рассчитываю): составит программу развития, получит соответствующие полномочия, соберёт команду, будет осуществлять постоянный контроль, анализ деятельности и предоставит в конце своей работы полный отчёт. В России создание и реализация такой программы осложняется малой концентрацией населения и слаборазвитой транспортной инфраструктурой, но не является невозможной. Отлечу идею субсидирования команд начинающих тренеров. Это альтернативный путь для молодого тренера вырасти в главного тренера хорошего клуба. Он не работает долгое время помощником, а сразу получает команду в свое распоряжение.
Каруш Карвалал, бывший тренер Бешикташа и Спортинга.
Очень интересное выступление. Тренер выдвинул несколько неоднозначных и спорных тезисов, которые имеет смысл обсудить по отдельности:
1. Тесная связь любительского (и даже дворового) футбола и профессионального вплоть до юношеского возраста. Карвалал настаивает, что даже игроки, игравшие в детстве и отрочестве только на любительском уровне, способны добиться результата в профессиональном футболе.
Сильно сомневаюсь, что опыт любительского и тем более дворового футбола может сильно помочь профессиональному футболисту даже в качестве приятного дополнения по 2-м причинам:
Профессиональная подготовка. В школах с самого раннего этапа готовят человека к требованиям именно профессионального футбола. Ситуации, с которыми игрок столкнётся в игре за клуб, моделируются на тренировках, нагрузка строго дозируется под требования профессионального футбола. Что моделируется во дворе? Финты да полотерские трюки, многие из которых просто не применимы на профессиональном уровне. Кроме того, объём нагрузок определяет сам игрок, что может привести к серьёзным травмам и заболеваниям.
Психологическая подготовка. В профессиональной школе формируется так называемая «психология победителя». Игрока готовят выигрывать: титулы, матчи, каждый эпизод, чтобы получить место в составе. В дворовый футбол играют в основном для удовольствия.
Вывод: если уж ребёнок решил стать профессиональным футболистом, то его место в школе, а из дворового футбола в профи пробиваются лишь единицы.
2. Акцент на развитие игрока. Каруш полагает, что главная задача главного тренера в раскрытии таланта игрока, формировании его профессиональной мотивации.
Не секрет, что португальские клубы живут за счет экспорта талантов, поэтому данная модель для них оптимальна. Возможно ли такое в России? Да, причем, крайне необходимо. Наш футбол убыточен. И если наши клубы хотят зарабатывать, то нужно не создавать всяческие мифические лиги, а воспитывать своих игроков. В отноительном отношении у нас, может, футбол детям и не так интересен, но в абсолютном наберется наверняка побольше португальцев.
3. Оценка количества игроков позитивно/негативно влияющих на игру команды. Немного непонятны критерии этой оценки. К тому же, речь в докладе идет только о количестве, а не о качестве, что весьма ограничено. Известно, когда один или пара игроков решали исход матча.
Доклады остальных тренеров во второй части.
- ChernyshevAY,
- 22 августа 2013, 19:12
- рейтинг: +4
Комментарии (0)